Бахаулла – Божественный Воспитатель

Бахаулла — Божественный Воспитатель

На протяжении всей истории человечества великие религии служили главной движущей силой воспитания человеческого характера и проявления их последователями самодисциплины, преданности и героизма. Многие нравственные принципы религии легли в основу структур и моделей поведения, которые послужили возвышению человеческих взаимоотношений и продвижению вперед коллективной жизни человечества.

Каждый раз, когда приходит Богоявление , в мире высвобождается более полная мера вдохновения, необходимая для следующей стадии пробуждения и развития человечества. Внешне обычное человеческое существо призвано стать глашатаем Бога. Здесь можно вспомнить Моисея, стоявшего перед Неопалимой Купиной; Будду, получившего просветление под Древом Бодхи; Святой Дух, низошедший на Иисуса Христа в виде голубя, или архангела Джабраила, представшего перед Мухаммадом.

В середине XIX века Бог призвал Бахауллу, чье имя означает «Слава Божия», передать человечеству новое Откровение. За четыре десятилетия тысячи стихов, посланий и книг стекли с Его пера. В Своих Писаниях Он изложил общую систему развития всемирной цивилизации, в которой учитываются как духовные, так и материальные аспекты человеческой жизни.

Никогда не притязал Я на мирское владычество . Единственной целью Моей было вручить людям то, что повелел Мне передать Бог...

Бахаулла

Бахаулла претерпел 40 лет неволи, мучений и изгнания из-за того, что принес человечеству последнее по времени Божье послание. В наши дни Его жизнь и миссия приобретают все большую известность на всей планете. Миллионы людей учатся применять Его учение в своей личной и коллективной жизни ради улучшения мира.

Учение Бахауллы… на сегодня дарит нам наивысшую и наичистейшую форму религиозного учения...

Граф Лев Толстой, русский писатель

Жизнь Бахауллы

Апрель 1863 года: мужчины и женщины, молодые и старые, из всех слоёв общества собрались на тракте, ведущем к берегу реки Тигр в Багдаде. В слезах прощались они с Тем, Кто стал их другом, утешителем и наставником.

Мирза Хусейн-Али, известный как Бахаулла, покидал их, чтобы отправиться в очередную ссылку. Видный последователь Баба, учение Которого ураганом пронеслось через Персию двумя десятилетиями раньше, Бахаулла оставил комфортную жизнь аристократа, добровольно согласившись на тюремное заключение и изгнание до конца Своих дней.

Но отчаяние скоро уступило место надежде: прежде, чем окончательно покинуть окрестности Багдада, Бахаулла открыто объявил Своим товарищам о том, о чём многие из них уже догадывались,— что Он и есть Тот Великий Божественный Учитель, что был возвещён Бабом, Тот, Кому суждено открыть новую эру в истории,— эру, когда тирания и несправедливость сменятся миром во всём мире, и наступит царство справедливости, и восторжествует принцип единства человечества. Наступала «Божественная Весна».

Детство и юность

Мирза Хусейн-Али родился в Тегеране, столице Ирана, 12 ноября 1817 года, в высокородной аристократической семье. С самого раннего возраста Он проявлял необыкновенные знания и мудрость.

Город Тегеран, столица Ирана, где родился Бахаулла.

Вместо того чтобы пойти по стопам Своего отца и стать государственным деятелем, мирза Хусейн-Али решил посвятить Себя заботе о бедных. Он не искал высоких должностей или известности в обществе.

Принятие религии Баба навсегда изменило жизнь молодого дворянина и Его семьи. Хотя Они никогда не встречались лично, но как только мирза Хусейн-Али услышал послание Баба, Он объявил, что целиком и полностью верит Ему, и со всей Своей энергией и влиянием принялся за распространение этой веры.

В 1848 году состоялось важное собрание последователей Баба в Бедаште, деревне на северо-востоке Ирана. Итогом этой конференции стало подтверждение независимого характера новой религии, и мирза Хусейн-Али сыграл в этом ключевую роль. С того момента мирза Хусейн-Али стал известен как Бахаулла, что по-арабски значит «Слава Божия».

По мере того, как община последователей Баба росла, она стала встречать всё более яростное сопротивление со стороны мусульман. Тысячи и тысячи бабидов были подвергнуты самым жестоким и варварским пыткам, и многие были казнены. Когда триста бабидов попытались найти убежище в заброшенной гробнице шейха Табарси, Бахаулла отправился туда, чтобы присоединиться к ним, но Ему помешали достичь цели.

В 1850 году Баб был публично казнён. Большинство ведущих сторонников Баба погибло, и вскоре стало очевидно, что Бахаулла — единственный, Кому остальные бабиды могут доверить руководство общиной.

Откровение

В 1852 году Бахаулле ложно приписали соучастие в покушении на жизнь иранского шаха Насир ад-Дина. Когда был выдан ордер на арест, Бахаулла отправился навстречу Своим обвинителям к немалому удивлению тех, кто был послан Его арестовать. Они провели Его, босиком и в цепях, через запруженные народом улицы Тегерана и бросили в печально знаменитую подземную темницу «Чёрная яма».

Это подземелье когда-то служило резервуаром для сточных вод общественной бани. Заключённых бросали в эту промозглую и зловонную атмосферу, сковывая вместе невыносимо тяжёлыми цепями. Шрамы от этих цепей остались на теле Бахауллы до конца Его жизни.

Именно в этой мрачной обстановке произошло одно из самых замечательных событий всей истории новой Веры: человек, внешне казавшийся обычным смертным, был избран Богом, чтобы передать человечеству новое Послание свыше.

Этот опыт Божественного Откровения, о котором лишь иносказательно упоминается в дошедших до нас жизнеописаниях Моисея, Христа и Мухаммада, в эту эпоху был передан нам в собственных словах Бахауллы: На протяжении тех дней, что провёл Я в тюрьме Тегерана, хотя саднящая тяжесть цепей и зловонный воздух едва давали уснуть, всё же в редкие минуты дремоты Мне казалось, будто с темени Моего к Моей груди стекает нечто, подобное могучему потоку, стремительно низвергающемуся на землю с вершины высочайшей горы... В такие минуты Мои уста изрекали то, что не под силу было бы выслушать никому из людей

Ссылка в Багдад

После четырёх месяцев мучительного тюремного заключения Бахаулла, больной и измождённый, вышел на свободу, но Ему было велено навсегда покинуть родной Иран. Он и Его семья были отправлены в Багдад. Оставшиеся в живых последователи Баба начали всё чаще обращаться к Бахаулле за моральным и духовным руководством. Благородство характера, мудрые советы, доброта, которой Он окружал всех без исключения, и всё более заметные в Его личности признаки сверхчеловеческого величия,— всё это постепенно стало наполнять жизнью разрушенную общину.

Рост влияния Бахауллы в общине последователей Баба вызвал жестокую зависть со стороны мирзы Йахйа, Его амбициозного младшего сводного брата. Мирза Йахйа предпринял ряд бесчестных попыток оклеветать Бахауллу и посеять семена подозрения и неуверенности среди Его товарищей. Не желая становиться причиной напряжённости, Бахаулла удалился в горы Курдистана, где жил в течение двух лет, размышляя в одиночестве о возложенной на Него Божественной Миссии. Этот период его жизни весьма напоминает уход Моисея на гору Синай, отшельничество Христа в пустыне и одинокие странствия Мухаммада по аравийским холмам.

Тем не менее, даже в этом отдалённом регионе стала постепенно распространяться слава о Бахаулле. Люди передавали из уст в уста слух, что там появился Человек необычайной мудрости и красноречия. Когда эти слухи достигли Багдада, бабиды предположили, что речь идёт о Бахаулле, и направили к Нему послов, которые должны были молить Его вернуться.

Вернувшись в Багдад, Бахаулла наполнил жизнь последователей Баба новой энергией; уважение к общине начало расти, а слава о Нём Самом шагнула ещё дальше. В этот период Он написал три из Своих самых известных работ: Сокровенные Слова,Семь Долин и Книгу Несомненности (Китаб-и-Иган). Хотя в этих сочинениях Бахаулла намекал на Свою миссию, однако публично объявлять о ней было ещё рано.

Растущая слава Бахауллы вновь пробудила утихшую было зависть и злобу среди исламского духовенства. В адрес иранского шаха полетели письма с просьбами о том, чтобы он просил османского султана удалить Бахауллу дальше от иранской границы. Бахаулле было объявлено о повторном изгнании.

Современный вид дома Ризы-бека в Адрианополе (Эдирне), где Бахаулла проживал в течение одного года. На заднем плане — мечеть султана Салима.

В конце апреля 1863 года, незадолго до того, как покинуть окрестности Багдада и отправиться в Стамбул (известный на Западе в то время как Константинополь), Бахаулла и Его спутники в течение двенадцати дней оставались в саду, который Он назвал «Ризван», что означает «Рай». Там, на берегу реки Тигр, Бахаулла объявил Себя Тем, о Ком возвестил Баб,— Посланником Божиим для эпохи коллективной зрелости человечества, предсказанным всеми Писаниями мировых религий.

Дальнейшие ссылки

Через три месяца после отъезда из Багдада Бахаулла и Его товарищи по изгнанию достигли Константинополя. Они оставались там в течение всего четырёх месяцев, после чего их изгнали дальше, в город Эдирне (Адрианополь). Это было изнурительное путешествие, проделанное посреди необычайно холодной зимы. В Адрианополе их разместили в доме, который был совершенно не в состоянии защитить их от низких температур.

Бахаулла называет Адрианополь «отдалённой темницей». Тем не менее, несмотря на неблагоприятные условия, в которых были вынуждены жить ссыльные, боговдохновенные стихи продолжали изливаться из-под пера Бахауллы, и Его послания достигали даже столь отдалённых мест, как Египет и Индия.

В течение этого периода мирза Йахйа, завистливый сводный брат Бахауллы, предпринял попытку отравить Его. Бахаулла выжил, но до конца Его жизни у Него дрожали руки, что видно по Его почерку.

Начиная с сентября 1867 года, Бахаулла начал писать серию обращений к монархам и правителям разных стран. В этих пророческих трудах Он открыто провозгласил Своё положение и возвестил наступление зари новой эры. Но Он предупредил, что сначала человечеству придётся пройти через катастрофические потрясения в политической и общественной жизни. Он призвал мировых лидеров отстаивать дело справедливости и создать специальную организацию, в рамках которой они могли бы провести переговоры и положить конец войне. Только действуя вместе, сказал Он, можно установить прочный мир. Его предупреждения были полностью проигнорированы.

Украшенный экземпляр Китаб-и-Агдас, изготовленный по заказу Абдул-Баха в 1902 году.

Продолжающаяся кампания клеветы со стороны недоброжелателей Бахауллы заставила Османское правительство изгнать Его ещё раз, причём в свою самую мрачную исправительную колонию. Прибыв в средиземноморский город-тюрьму Акку 31 августа 1868 года, Бахаулла провёл там остаток Своей жизни.

Продержав в тюремной камере более двух лет, позже Его вместе со спутниками переселили в тесный дом, расположенный в пределах городских стен. Мало-помалу высокие нравственные качества бахаи, особенно старшего сына Бахауллы, Абдул-Баха, смягчили сердца их тюремщиков, и пробились сквозь фанатизм и безразличие жителей Акки. Как и в Багдаде, и Адрианополе, благородство характера Бахауллы постепенно завоевало Ему уважение среди местных жителей, в том числе среди некоторых их лидеров.

В Акке Бахаулла явил Свою самую важную работу, Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга»), в которой Он изложил основные законы и принципы Своей Веры и заложил основы для построения мирового административного порядка.

Последние годы

В конце 1870-х годов Бахаулла, формально оставаясь заключённым, получил некоторую свободу передвигаться за пределами городских стен, что позволило Его последователям встречаться с Ним в относительно спокойной обстановке. В апреле 1890 года профессор Эдвард Гренвилл Браун из Кембриджского университета встретился с Бахауллой в арендованном для Него доме недалеко от Акки.

Особняк Мазра'и — один из домов, где Бахаулла жил после освобождения из тюрьмы в Акке.

Браун так описал эту встречу: «Лицо, на которое я взирал, я никогда не смогу забыть, но и не смогу описать. Эти проницательные глаза, казалось, читали в самой глубине моей души. Не было нужды спрашивать, в чьём присутствии я нахожусь, и я склонился пред тем, кто есть предмет такого обожания и такой любви, коим могут позавидовать цари и о которых тщетно вздыхают императоры».

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года. В Своём Завещании Он назначил Своим преемником и главой веры Бахаи Абдул-Баха. Впервые в истории основатель мировой религии назначил Себе преемника в письменном виде, так, что в этом никто не смог усомниться. Этот выбор преемника — краеугольный камень института, известного как «Завет Бахауллы». Именно Завет позволит общине бахаи сохранить своё единство на протяжении всего времени её существования.

Избранные писания Бахауллы

Как Тора для евреев, Библия для христиан или Коран для мусульман, всё собрание сочинений Бахауллы для Его последователей есть Откровение Божие. Эти Писания лежат в основе веры Бахаи.

На протяжении долгих лет изгнания Бахаулла явил более 100 томов Божественных стихов. Они включают в себя социальные и этические учения, молитвы, законы и постановления, мистические трактаты и бесстрашные провозглашения Его Миссии наиболее могущественным правителям Его времени.

Пусть их блистательные, миротворческие, наполняющие любовью слова и уроки глубоко проникнут в ваши сердца…

Королева Мария Румынская

Ниже приведена небольшая подборка выдержек из Писаний Бахауллы.

Для всякого чуткого и просвещённого сердца очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, Божественное Существо превознесён бесконечно выше всякого человеческого свойства... Такова слава Его, что человеческим устам не восхвалить Его по достоинству, а человеческому сердцу не постичь Его бездонного таинства.

«Китаб-и-Иган»


Поскольку врата постижения Того, Кто есть Ветхий Днями, закрыты пред лицом всякого создания, Источник бесконечной милости... повелел сим лучезарным Самоцветам Святости выступить из царства духа в благородном обличии человеческого храма и явить Себя всем людям, дабы поведать миру о таинствах неизменного Существа и рассказать о тончайших проявлениях Его нетленной Сущности.

«Китаб-и-Иган»


Сии пречистые Зерцала, сии Рассветы предвечной славы являют собой, все и каждый, земное Выражение Того, Кто есть главное Светило Вселенной, её Суть и конечное Предназначение. От Него исходит Их знание и власть, от Него проистекает их владычество.

«Китаб-и-Иган»


Ведомые светом непогрешимого водительства и облечённые верховным владычеством, Они посланы для того, дабы Своими вдохновляющими речами, излияниями Своей нескончаемой благодати и святыми дуновениями Своего Откровения очистить всякое жаждущее сердце и восприимчивый дух от бренности и праха земных забот и ограничений.

«Крупицы из Писаний Бахауллы»


Сие есть неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем.

«Китаб-и-Агдас»


Истинно говорю Я: сие есть День, когда человечество может созерцать Лик и внимать Гласу Обетованного.

«Крупицы из Писаний Бахауллы»


Я есмь Солнце Мудрости и Океан Знания. Я ободряю слабых и воскрешаю мёртвых. Я — Свет направляющий, что озаряет путь. Я Царский Сокол на деснице Всемогущего. Я раскрываю поникшие крылья всякой раненой птицы и отправляю её в полёт.

«Скиния единства»


Я был таким же человеком, что и все прочие, спавшим на ложе своём, когда вдруг дуновения Всеславного овеяли Меня и наполнили Меня знанием обо всём, что было. Сие не от Меня, но от Того, Кто есть Всемогущий и Всезнающий. И Он повелел Мне возвысить голос Мой между землёй и небом, и за это постигло Меня то, от чего струятся слёзы из очей всякого понимающего человека.

«Призывы Господа Сил»


Всезнающий Врачеватель держит Свой перст на пульсе человечества. Он распознаёт недуг и в непогрешимой мудрости Своей предписывает целительное средство от него. У всякого века — своя забота, и у всякой души — особое стремление. Миру, с его нынешними напастями, необходимо совсем иное средство, чем веку грядущему. Всей душой радейте о нуждах века, в коем живёте, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его.

«Скиния единства»


Наступает День, когда самые превосходные дары Бога изольются на людей, День, когда Его величайшие милости обращены будут ко всему сотворённому. Всем народам земли надлежит уладить свои разногласия и в полнейшем единстве и мире пребывать под сенью Древа Его заботы и милосердия.

«Крупицы из Писаний Бахауллы»


Лучшим лекарством и наимогущественным средством для исцеления всего мира Господь избрал союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере.

«Призывы Господа Сил»


Относитесь к последователям всех религий в духе дружелюбия и братства.

«Скрижали Бахауллы — Бишарат»


Вы — плоды одного дерева и листья одной ветви. Относитесь друг к другу в духе величайшей любви и согласия, дружелюбия и товарищества. Тот, Кто есть Дневная Звезда Истины, Мне свидетель! Свет единства столь могуществен, что способен озарить всю землю.

«Послание к Сыну Волка»


Земля — единая страна, и человечество — её граждане.

«Скрижали Бахауллы — Лаух-и-Максуд»


Первая обязанность, возложенная Богом на слуг Своих,— признание Того, Кто есть Восход Его Откровения и Источник Его Законов, Представитель Божьего Естества в Царстве Дела Его и в мире творения.

«Китаб-и-Агдас»


О, сын духа! Мой первый совет таков: имей сердце чистое, любящее, светозарное, да достигнешь царствия предвечного, нетленного, бесконечного.

«Сокровенные Слова»


Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу.

«Скрижали Бахауллы — Лаух-и-Максуд»


Лишь когда в сердце ищущего зажжётся светильник поиска, ревностного усилия, страстного желания, безоглядной преданности, пылкой любви, восхищения и восторга, и когда дуновение нежной заботы Его овеет его душу, тогда исчезнет тьма заблуждения, рассеется туман сомнений и опасений, и свет знания и убеждённости охватит его существо.

«Китаб-и-Иган»


Будь щедр в достатке и благодарен в невзгодах. Будь достоин доверия ближнего своего и взирай на него светлым и дружественным взором. Будь сокровищем для бедного, увещевателем для богатого, ответом на призыв нуждающегося, хранителем святости своего ручательства. Будь беспристрастен в суждении и осмотрителен в речи. Ни к кому не будь несправедлив, но являй совершенную кротость ко всякому человеку. Будь светочем для бредущих во тьме, радостью для скорбящих, родником для томимых жаждой, приютом для бедствующих, другом и заступником жертв угнетения. Пусть чистота и праведность отличают все деяния твои. Будь домом для странника, бальзамом для страждущего, надёжной крепостью для беженца. Будь очами для слепого и путеводным светом для заблудшего. Будь украшением для лика истины, венцом для чела верности, столпом в храме праведности, дыханием жизни для тела человечества, знаменем войска правосудия, звездой на небосклоне добродетели, влагой для почвы сердца человеческого, ковчегом в океане знания, солнцем на небе милости, самоцветом в диадеме мудрости, ярким светилом на небесах твоего поколения, плодом на древе смирения.

«Послание к Сыну Волка»